Утверждены постановлением
Избирательной комиссии Пензенской области
от 18.02.2015 № 116/681-5

Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий Пензенской области

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Закона Пензенской области «О территориальных избирательных комиссиях Пензенской области» (далее – Закон Пензенской области) с учетом практики их реализации при формировании на территории Пензенской области территориальных избирательных комиссий.

1. Общие условия формирования территориальных избирательных комиссий

1.1. В соответствии с пунктом 6 статьи 26 Федерального закона и пунктом 1 статьи 3 Закона Пензенской области территориальные избирательные комиссии формируются Избирательной комиссией Пензенской области.

1.2. Территориальные избирательные комиссии формируются в каждом муниципальном районе и городском округе Пензенской области в количестве пяти – четырнадцати членов с правом решающего голоса.

1.3. Перечень и количественный состав территориальных избирательных комиссий устанавливается Избирательной комиссией Пензенской области не позднее чем за 60 дней до даты истечения срока полномочий соответствующих территориальных избирательных комиссий. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Решение о сроках продления полномочий принимается Избирательной комиссией Пензенской области. Проект решения о перечне территориальных избирательных комиссий до его утверждения, а также вносимые в него изменения не позднее чем за 90 дней до даты истечения срока полномочий соответствующих территориальных избирательных комиссий направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

1.4. Количественный состав территориальных избирательных комиссий определяется исходя из числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории: до 25000 избирателей – 7 членов комиссии с правом решающего голоса, свыше 25000 избирателей – 9 членов комиссии с правом решающего голоса. По мотивированному ходатайству территориальной избирательной комиссии, поступившему в Избирательную комиссию Пензенской области до утверждения количественного состава соответствующей комиссии, количество членов комиссии может быть изменено. В период осуществления полномочий соответствующей территориальной избирательной комиссией ее количественный состав, установленный решением Избирательной комиссии Пензенской области, не подлежит изменению.

1.5. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение об их формировании принимает Избирательная комиссия Пензенской области по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В случае если ранее согласованное количество территориальных избирательных комиссий не меняется, при формировании следующего состава указанных комиссий дополнительного согласования количества территориальных избирательных комиссий, сформированных в пределах одной административно-территориальной единицы, не требуется.

1.6. Сообщение о начале формирования территориальной избирательной комиссии нового состава должно быть официально опубликовано Избирательной комиссией Пензенской области в печатном государственном средстве массовой информации не позднее чем за 50 дней до даты истечения срока полномочий соответствующей территориальной избирательной комиссии действующего состава.

1.7. Период приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии начинается со дня опубликования сообщения о начале формирования территориальной избирательной комиссии, и составляет тридцать один день.

1.8. Территориальная избирательная комиссия формируется на основе предложений:

  • политических партий, а также региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, если уставами политических партий им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии;
  • иных избирательных объединений, созданных в любой организационно-правовой форме в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений;
  • избирательных объединений, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений;
  • соответствующих представительных органов муниципальных образований,
  • собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы,
  • территориальной избирательной комиссии предыдущего состава.

1.9. Прием документов от субъектов предложения кандидатур в составы территориальных избирательных комиссий, указанных в пункте 1.8. настоящих Методических рекомендаций, осуществляет секретарь Избирательной комиссии Пензенской области.

1.10. Документы представляются субъектами права предложения кандидатур единовременно в полном объеме.

1.11. После регистрации документов субъектов предложения кандидатур в составы территориальных избирательных комиссий в журнале входящей корреспонденции секретарь Избирательной комиссии Пензенской области фиксирует факт приема документов в журнале «Формирование территориальных избирательных комиссий» с обязательным указанием даты поступления документов, персональных данных кандидатов в составы комиссий. Факт приема документов фиксируется по датам поступления и в разрезе территориальных избирательных комиссий. Журнал ведется в электронном виде.

1.12. Поступившие документы по формированию территориальных избирательных комиссий хранятся с постановлениями о формировании соответствующих комиссий и возврату субъектам права внесения кандидатур в составы территориальных избирательных комиссий не подлежат.

1.13. На заседание Избирательной комиссии Пензенской области по вопросу формирования территориальных избирательных комиссий приглашаются представители субъектов права внесения кандидатур, реализовавших это право.

1.14. Избирательная комиссия Пензенской области проводит проверку лиц, кандидатуры которых предлагаются для назначения в территориальные избирательные комиссии, на предмет отсутствия предусмотренных положениями статьи 29 Федерального закона ограничений с участием соответствующих органов. При такой проверке может использоваться Государственная автоматизированная система «Выборы».

1.15. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии. Данное требование должно соблюдаться в течение всего срока полномочий избирательной комиссии.

1.16. При формировании территориальной избирательной комиссии учитывается принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи (в возрасте от 18 до 30 лет) в работе избирательных комиссий.

1.17. При назначении в составы территориальных избирательных комиссий кандидатур, предложенных политическими партиями, учитывается участие политической партии в выборах на соответствующей территории.

2. Порядок внесения предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий политической партией, иным общественным объединением

2.1. Согласно пункту 7 статьи 26 Федерального закона Избирательная комиссия Пензенской области обязана назначить не менее одной второй от установленного числа членов каждой территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:

  • политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты с соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Пензенской области; выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с действующим законодательством;
  • избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

При этом должна быть предусмотрена такая процедура назначения, которая обеспечивала бы реализацию этой нормы и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур.

2.2. Если кандидатура, представленная в соответствии с пунктом 2.1. настоящих Методических рекомендаций, не соответствует требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, Избирательная комиссия Пензенской области сообщает об этом политической партии, представившей данную кандидатуру, чтобы она могла представить другую кандидатуру до окончания периода сбора предложений в состав соответствующей территориальной избирательной комиссии. Факт такого сообщения должен быть документально подтвержден. Если предложенная кандидатура соответствует предъявляемым к членам избирательных комиссий требованиям, то Избирательная комиссия Пензенской области не вправе предъявлять к ней какие-либо дополнительные требования, а также требовать ее замены.

2.3. Если количество предложений, внесенных названными в пункте 2.1. настоящих Методических рекомендаций субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий, окажется недостаточным для соблюдения требования пункта 2.1. настоящих Методических рекомендаций, остальные члены избирательных комиссий назначаются из числа кандидатур, предложенных иными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.

2.4. Если общее количество кандидатур, предложенных в соответствии с пунктом 2.1. настоящих Методических рекомендаций политическими партиями, иными избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав избирательной комиссии с соблюдением установленной численности и требований Федерального закона с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур от политических партий, иных избирательных объединений, а также профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.). Избирательная комиссия Пензенской области при назначении членов территориальной избирательной комиссии, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 7 статьи 26 Федерального закона, не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.

2.5. Предлагаемая кандидатура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несут субъект права предложения кандидатуры, предлагаемое в качестве кандидатуры лицо, а при назначении кандидатуры в состав территориальной избирательной комиссии – Избирательная комиссия Пензенской области.

2.6. В территориальную избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии либо ее регионального отделения или иного структурного подразделения, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, поэтому политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии.

2.7. Полномочные (руководящие или иные) органы субъектов права предложения кандидатур в состав избирательных комиссий принимают решение о предложении кандидатур в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения. Избирательная комиссия Пензенской области обязана убедиться в том, что в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения орган политической партии, иного общественного объединения, принявший решение о внесении предложений о кандидатурах в состав территориальных избирательных комиссий, правомочен принимать указанное решение.

2.8. Решение о предложении кандидатур от политической партии в состав территориальных избирательных комиссий вносит полномочный (руководящий или иной) орган политической партии в соответствии с ее уставом. Органы региональных отделений, иных структурных подразделений политической партии вносят предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий на соответствующей территории в том случае, если уставом политической партии им делегировано право вносить соответствующие предложения. Указанные полномочные органы могут быть прямо определены в уставе политической партии, либо решение этого вопроса может быть возложено на какой-либо руководящий орган политической партии. Все вышеуказанные документы, в том числе по делегированию полномочий, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными лицами политической партии (ее структурных подразделений) в соответствии с уставом.

2.9. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий иными общественными объединениями принимается полномочными (руководящими и иными) органами в соответствии с уставами этих общественных объединений.

3. Порядок досрочного прекращения полномочий членов территориальных избирательных комиссий и замещения вакантных мест

3.1. Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена территориальной избирательной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению Избирательной комиссии Пензенской области в случае:

  • подачи членом территориальной избирательной комиссии заявления в письменной форме на имя председателя Избирательной комиссии Пензенской области о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена территориальной избирательной комиссии, его близких родственников;
  • появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 статьи 29 Федерального закона, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии и случаев, предусмотренных пунктами «а», «б» и «н» части 1 статьи 29 Федерального закона.

3.2. Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

  • утраты членом территориальной избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
  • вступления в законную силу в отношении члена территориальной избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
  • признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
  • смерти члена территориальной избирательной комиссии;
  • признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей территориальной избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
  • вступления в законную силу решения суда о расформировании территориальной избирательной комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона.

3.3. Если Избирательная комиссия Пензенской области не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума – в течение десяти дней со дня поступления в Избирательную комиссию Пензенской области заявления члена территориальной избирательной комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена территориальной избирательной комиссии принимается территориальной избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.

3.4. Избирательная комиссия Пензенской области обязана назначить нового члена территориальной избирательной комиссии вместо выбывшего не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума – не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 22, 26 Федерального закона и статьей 3 Закона Пензенской области. В случае невыполнения данного требования нового члена территориальной избирательной комиссии назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

3.5. Срок приема предложений на вакантное место устанавливается Избирательной комиссией Пензенской области при принятии решения о прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии.

3.6. Сообщение о приеме предложений по замещению вакантного места направляется в день принятия решения о прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии Избирательной комиссией Пензенской области для опубликования.

3.7. В случае досрочного прекращения полномочий члена территориальной избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», либо политической партии, выдвинувшей список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Пензенской области, а также политической партии, выдвинувшей список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с действующим законодательством, либо избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению мандатов в представительном органе муниципального образования, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, установленных согласно пункту 3.5. настоящих Методических рекомендаций).

3.8. В случае досрочного прекращения полномочий члена территориальной избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», либо политической партии, выдвинувшей список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании Пензенской области созывов, действующих на момент досрочного прекращения полномочий, постановление о досрочном прекращении данного члена территориальной избирательной комиссии незамедлительно направляется в региональное отделение соответствующей политической партии.

4. О формах документов, используемых при подготовке и рассмотрении вопросов о формировании территориальных избирательных комиссий

4.1. При подготовке и рассмотрении на заседании Избирательной комиссии Пензенской области вопросов о формировании территориальных избирательных комиссий используются следующие формы документов:

  • форма письменного согласия гражданина Российской Федерации на его назначение в состав территориальной избирательной комиссии (приложение 1);
  • перечень документов, необходимых при внесении предложений по кандидатурам в состав территориальных избирательных комиссий (приложение 2);
  • форма журнала «Формирование территориальных избирательных комиссий» (приложение 3);
  • форма протокола собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (приложение 4).

4.2. При внесении предложений по кандидатурам в состав территориальных избирательных комиссий политическими партиями, их региональными отделениями, иными структурными подразделениями, общественными объединениями должны быть представлены соответствующие решения уполномоченных органов, оформленные в соответствии с приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям, а также письменное согласие кандидата на его назначение в состав соответствующей территориальной избирательной комиссии, оформленное в соответствии с приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям, с приложением копий документов, указанных в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

4.3. Недостатки в оформлении документов при внесении предложений по кандидатурам в состав территориальных избирательных комиссий не препятствуют приему данных документов Избирательной комиссией Пензенской области и рассмотрению предложений по существу. Субъект, внесший предложение по кандидатурам в состав территориальной избирательной комиссии, вправе исправить недостатки в оформлении документов или заменить их в сроки, установленные для внесения предложений.

5. Возложение полномочий на территориальные избирательные комиссии

5.1. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Пензенской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образовано несколько территориальных избирательных комиссий – на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района.

5.2. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной избирательной комиссии изменению не подлежит.

5.3. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению Избирательной комиссии Пензенской области могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию.

5.4. Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пензенской области могут по решению Избирательной комиссии Пензенской области возлагаться на территориальные избирательные комиссии.

5.5. При возложении полномочий окружной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию число членов территориальной избирательной комиссии изменению не подлежит.

5.6. Срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий иной избирательной комиссии не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении Избирательной комиссии Пензенской области о возложении полномочий иной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано – до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.